Простая гравировка на ноже своими руками
Как сделать гравировку на ноже
Тема очень интересная, как и сама ее история. А на Руси она развивалась довольно стремительно. Все началось с того, что в город Златоуст на оружейную фабрику были приглашены мастера из Германии. В те времена они достигли высочайшего уровня, и им не было равных в мире мастеров этого ремесла. Для них предложили великолепные условия проживания, и они, не задумываясь, переехали в Златоуст в 1815 году.
Была построена целая улица новых домов, и каждому переселенцу было выделено немалое жалование, а также рабочее место на заводе. Чуть позже, буквально через пару лет, у них стали появляться первые ученики, немцы начали передавать свои знания и секреты гравировки. В том числе и золочение через огонь. Ученики были довольно грамотными, и уже имели небольшие определенные навыки.
И буквально за считаные месяцы переняли все методики немецкого мастерства. И начали работать самостоятельно. Один из учеников, Иван Бушуев решил попробовать свои методы нанесения гравюр, техника была изменена практически кардинально.
И со временем, ее стали называть именно златоустовской. Ивана Николаевича можно считать прародителем русской школы гравировки. Уже в 1823 году, немцы сами попросили уволить их с фабрики, признав, что новые разработки гораздо лучше, чем то, что они умеют.
Вот такие русские мужики, буквально за 5 лет, ученики превзошли своих учителей.
Были и нелегкие времена, для завода, но он никогда не прекращал свою деятельность. В 19 веке множественные награды, получаемые на мировых выставках доказательство этому.
Сегодня ручная гравировка постепенно угасает как ремесло, но еще остались последователи этого искусства.
Зачем используют гравировку
Промышленная гравировка, набирает обороты, все производители клеймят свои изделия на лезвии ножа. Но ручная работа, в которой присутствуют различные рисунки и изображения, находится сегодня, честно сказать не в лучшем положении. Но такие изделия, могут цениться очень высоко. В основном сегодня ручная гравюра, подразумевает определенный «шик» и статусность изделия.
Гравировка на ноже, придает ему уникальность и оригинальность. И такие предметы в основном оседают в руках коллекционеров. Сегодня ручную гравировку выполняет очень мало мастеров, но нужно это сделать еще и правильно. А не абы как. Лазерную гравировку можно найти в любой лавке по продаже сувениров, таким станком за приемлемую цену можно обработать клинок, типа «Дорогому другу» или «Любимому дедушке». Но ручной работы, вам не предложит никто. Поэтому настоящий ручной гравировщик сегодня «на вес золота».
Техники старой школы нанесения гравировки
На сегодняшний день ручная гравировка на хорошем клинке, выполненная старинными методами большая редкость. Такой нож, могут причислить к холодному оружию, имеющую художественную ценность.
Даже государство не осталось в стороне, и была принята поправка к закону «Об оружии». Сам принцип гравировки, нарушает целостность изделия, от этого никуда не деться.
Для этого большинство изделий после работы мастера подвергают закалке. Но это даже становится плюсом, золотые и серебряные вкрапления приобретают великолепнейший вид. Довольно часто практикуется покрытие, типографической краской, что придает гравюре насыщенность оттенков и теней. Попробуем рассмотреть три основных метода старой школы мастеров:
-
Чеканка (пластинчатая гравировка). Довольно редкое имеет сегодня применение, на замену пришло литье. Ее можно назвать – лепкой грубой формы, делается с помощью молоточных резцов. После отлива грубой формы мастер принимается за дело и в результате получается идеальная фигура задуманная изначально.
Плоскостная. При производстве холодного оружия, такая техника встречается не очень часто. Ее больше используют для украшения ножен. Техника заключается в том, что создается две или большее число плоскостей для достижения правильного теневого впечатления.В данном случае изображение, будет казаться как бы выпирающим из общей картины или, наоборот, что оно углубленно.
Чаще всего на охотничьих ножах изображали не хищных зверей или птиц, а, наоборот, тематика была растительного происхождения, что имело свой сакральный смысл. Например, дуб – символизировал могущество, лотос – бессмертие, а пальма – мир и победу.
Резцовая. Изначально эта техника применялась для украшения огнестрельного оружия. Но мастера ножевого дела, постепенно переняли эту технику. Так сложилось, что основными изделиями такой гравировки стало именно холодное оружие. В былые времена мастера использовали основной резец под названием – bulino, итальянского происхождения. Сейчас конечно существует множество вспомогательных инструментов, но принцип действий остался прежним.
Главный принцип передачи картинки является врезание в сталь, под разными углами и разной силой. И многие мастера предпочитают работать иглой, она может передать любую фактуру, любой тематики.
Если немного углубиться, то техник существует три вида. Линейная, пунктирная и смешанная, каждый мастер выбирает для себя более подходящий вариант, но в реальности для полноценной картины они пользуются всеми видами одновременно.
Материалы, на которых выполняются гравюры, могут быть, абсолютно различны. Обычно для всех этих видов искусства мастера используют «ромбовидный» резец, стальную иглу, а также шпицштихель с сечением, похожим на треугольник со скругленными гранями. Ну и, само собой, применяют различные красители, карандаши, лупы и множество других вспомогательных мелочей.
Современные методы гравирования
С появлением современного оборудования гравировка стала делом довольно обыденным. И не требующего множество времени, на обучение и на саму работу. Такими методами можно нанести на практически любую поверхность фото, название компании, имя, или поздравительный текст, и даже фотографию. Основных способов нанесения существует 4 типа:
Механический. Этот способ отличается, тем что специальный станок, оснащенный различными фрезами, непосредственно под контролем человека наносит на клинок заданное изображение.
По факту, это станок с ЧПУ. Фрезы применяют двух типов, алмазные для более твердой стали, а для нержавейки простые каленые. Еще один вариант механической обработки, это работа с пантографом.
Это специальный механизм, работает не на программном обеспечении, а непосредственно рука человека. Но для такой работы, нужно хорошо знать свойства и характеристики разных металлов, чтобы не испортить лезвие ножа.
Пескоструйная. Вообще, пескоструйный аппарат, это такая специальная машина, которая имеет возможность благодаря давлению воздуха, выбрасывать с ювелирной точностью мелкие частицы абразивных материалов.
Благодаря такому подходу, работа выглядит объемно. Для начала делается эскиз, на твердой поверхности и помещается на место гравировки. Затем подается мелкий песок под давлением и «вгрызаясь» в металл песок оставляет след. Глубина рисунка зависит от величины абразивных смесей. Такой способ применяют как на металле, так и на рукояти изделия.
Применение лазерной гравировки, считается одним из бюджетных вариантов. Применение инфракрасных лучей, происходит воздействие на молекулы углекислого газа, испаряя частички металла.
Для работы с более твердыми марками стали применяют алюмоиттриевое излучение. Еще один тип излучения – волоконный, считается самым мощным. По сути, принцип таков, что лазерный луч испаряет частички материала и таким образом оставляет след.
Художественное электрохимическое травление. Метод заключается в том, что нужный элемент погружают в гальваническую ванну со специальным травильным раствором. Металл покрывают специальной пленкой с рисунком, а во время химического процесса, она отслаивается и остается нужное изображение.
Для получения большей глубины мастер периодически достает, предметы из ванны и проклеивает те участки, которые уже готовы. Второе название метода – гальванический.
Современное оборудование, к сожалению, превратило былое искусство в повседневное занятие. Но печалиться не стоит.
Все современные методы, никогда не смогут превзойти ручную работу. И будем надеяться, что дело «бывалых» не угаснет.
Тематики изображений и надписей
Сегодня, благодаря широкому распространению современных методов нанесения гравировки, чаще всего ее заказывают, как дополнение к подарку. На клинках и различных других материалах просят разместить поздравительные тексты, памятные даты и слова, и даже фотографии. Бывает, что заказывают стихотворные строки на двух сторонах клинка. Также гравировку выполняют и на рукояти.
Где изображают художественную бязь или заказывают изображения различных хищных животных. Довольно распространенное явление, изображение логотипа компании, которой будет преподнесен подарок. В принципе список рисунков, картинок и текстов ничем не ограничен. Здесь главное фантазия, если есть идея, ее помогут развить в салоне по гравировальному делу.
Как сделать гравировку на ноже в домашних условиях
Довольно интересная тема, попробовать в домашних условиях выполнить гравировку. Понятно, для того чтобы сделать техникой старой школы, нужно этому учиться и не один год точно. А вот более современные варианты, например, гальванический вариант, вполне может подойти и для изготовки дома.
Травление в водном растворе, на самом деле не требует много затрат, но, для того чтобы нанести реально красивый рисунок, придется немало потренироваться.
Необходимые материалы и инструменты
Если выбор пал на химическое травление металла, то не забываем про технику безопасности при работе с химическими реагентами. Понадобятся следующие материалы:
- емкость, желательно стеклянная;
- 2 провода, плюс и минус, для подачи электроэнергии в воду;
- аккумуляторная батарея от любого крупного электроприбора;
- солевой раствор;
- перчатки;
- стеклянные очки;
- лак для ногтей;
- ложка;
- цапонлак.
Небольшой совет, можно в интернете найти приглянувшееся изображение и распечатать на обычной бумаге. Или если хорошая фантазия, нарисуйте сами от руки. Вырежьте аккуратно трафарет, который пригодится для нанесения на металл. А можно, заказать в интернете готовые трафареты, как показано на этом видео:
Технология нанесения
Не забываем про технику безопасности. Материалы все готовы, можно приступить:
- Нужно приготовить электролит, разбавить соль в пропорции 2 чайных ложки на стакан воды. Хорошо размешав вылить все в приготовленную емкость. Если стакана мало, сделайте еще и добавьте.
- Лаком для ногтей, покрыть всю металлическую заготовку. Дождавшись, когда он высохнет, приложите приготовленный трафарет и аккуратно вырежьте из лака нужный контур.
- К аккумуляторной батарее нужно присоединить провода. А затем минус присоединить к ложке, а плюс к части клинка, которая погружаться в раствор не будет. Опускаем все это в раствор.
- По прошествии пяти минут скинуть клеммы с аккумулятора, достать клинок, промыть его под водой и содрать оставшийся лак.
На видео показано, уже более профессиональное травление, автор видимо не один день этим занимается, но смысл от этого не меняется. Результат будет сразу очевиден. Вот таким методом проб и ошибок, можно попробовать в домашних условиях сделать химическое травление. Для новичков, вполне приемлемое обучение.
Технология нанесения гравировки на нож в домашних условиях
Гравировка на холодном оружии – это простой способ сделать презент элитным. Стоимость таких изделий по умолчанию возрастает, ведь они сразу приобретают определенную статусность. Эксклюзивная гравировка на ноже позволяет оставить знак постоянного владения, подчеркнуть оригинальность режущего инструмента, придать ему привлекательный внешний вид. Коллекционеры очень трепетно относятся к таким изделиям и хранят их как зеницу ока.
Разновидности в соответствии с технологией нанесения
Технологии гравировки на ноже делятся на две разновидности:
- старую школу;
- современные способы.
Первая в основном представлена технологиями ручного нанесения, которые сейчас переживают медленное угасание. Это обусловлено тем, что на смену пришли более актуальные и технологичные способы.
Современные приемы нанесения рисунка на рукоять или клинок считаются бюджетными и не требуют значительных временных затрат, в их числе: лазерная гравировка и сублимация, механическая и пескоструйная техники, художественное электрохимическое травление.
Техники старой школы
К методике старой школы относятся следующие виды гравировки на лезвии ножа: резцовая, плоскостная, чеканка. Каждая из них наделена характерными отличиями.
Ручная гравировка в технологичном 21 веке – уже почти раритет. Найти хорошего гравировщика получится разве что на тематической ярмарке. Элитное холодное оружие в стране сегодня создается членами Гильдии мастеров-оружейников и причисляется Министерством культуры к объектам, имеющим культурную ценность.
Резцовая
Bulino – это историческое название техники и одновременно наименование резца, который использовали во время процедуры. Суть гравировки проста – врезание поверхности металла нажимом различной силы и под разными углами. До сих пор принцип техники не изменился, хотя в наше время и применяют более широкий перечень инструментов для создания резцовой гравюры.
Придумали технологию мастера гравировального дела из Италии. С помощью bulino специалист передает фактуру предмета, который он хочет изобразить. При сильном надавливании на резец можно добиться эффекта «игры света и тени». Раньше такой техникой пользовались для создания рисунков на огнестрельном оружии, сейчас ее применяют только для ножей. В свою очередь, резцовая разновидность делится на три типа:
Название каждого из типов подразумевает, какими линиями будет нанесен изображаемый предмет, часто их сочетают между собой.
Плоскостная
На клинке гравировку по данной технологии почти не используют. Способ применим только для рукояти. Мастер с помощью штихелей вырезает несколько плоскостей (две или более). Разница между глубиной нанесения отдельных элементов позволяет сделать рисунок объемным.
Главными мотивами технологии плоскостной гравировки являются деревья и растительные орнаменты.
Каждое изображение имеет символическое значение:
- лотос – бессмертие;
- дуб – власть или могущество;
- виноградная лоза – таинство причастия.
В основном эта методика применяется в декоративных целях. Гравированный таким способом нож может служить отличным подарком.
Чеканка
Пластинчатая гравировка или чеканка на сегодняшний день заменена литьем. Однако на территории Кавказа еще можно встретить холодное оружие с рисунком, выполненным в этой технике. Чтобы создать подобное изображение, мастер изначально готовит грубый набросок и только затем доводит его до необходимой точности. Для этих целей можно использовать любой металл или его сплав. После окончания работы изделие подвергается закалке, так как нанесение рисунка нарушает целостность оружия. Для придания эстетичности изображение покрывают типографской краской, которая делает его более четким.
Современные методы нанесения
С развитием технологий дорогая ручная работа отошла в прошлое. Сегодня при помощи современных методов можно нанести на металл любые товарные знаки, рисунки, пейзажи и портреты.
Лазерная
Лазерная сублимация – это бюджетный способ нанесения цветного рисунка на оружие с помощью лазера. Световой луч впечатывает подготовленное изображение в поверхность металла, испаряя волокна того материала, на котором он был сделан изначально. Техника используется не только на холодном оружии, но и на футболках, кружках.
При лазерной гравировке применяют инфракрасное или алюмоиттриевое излучение. Первый тип луча воздействует на молекулы углекислого газа, испаряя частички металла, – владелец получает рисунок, который он заказал. Чаще используется для гравировки на мягких металлах. Второй тип целесообразнее применять для работы с твердыми материалами. Самым мощным является волоконный лазер.
Механическая
Механическая гравировка выполняется специальной машиной по программе, которая задается оператором. Для разных сплавов металла используют свои наконечники:
- алмазные – для твердой стали;
- специальные фрезы – для нержавейки.
Самый дешевый вид механической гравировки – это работа с пантографом. Этим инструментом руководит не машина, а рука человека. Пантограф позволяет работать с любым металлом. Однако мастеру приходится дополнительно изучать тонкости применения техники для разных сплавов, так как сильный нажим может испортить рисунок на мягкой поверхности изделия.
Пескоструйная
Благодаря пескоструйной обработке глубина гравировки увеличивается. Работа выглядит объемно. В самом начале создается чертеж, который помещается на металл, затем абразивно-струйным аппаратом под давлением распыляется порошок.
Вид и глубина рисунка изменяются с помощью использования разной фракции песка, который распыляется по поверхности ножа или его лезвия. Для печати трафарета применяют плоттер.
Такой вид гравировки принято использовать не только на лезвии, но и на рукояти. При этом необходимо учитывать твердость материала. Для пластика такая техника не подойдет, так как под ударом струи песка он может треснуть.
Художественное электрохимическое травление
Этот вид гравировки называют также гальваническим. Для него используют следующие элементы:
- гальваническая батарея;
- специальная пленка;
- соли свинца;
- ортофосфорная или серная кислота.
Метод заключается в помещении изделия в гальваническую ванну со специальным травильным раствором. В электролит добавляют реагенты, которые предотвращают перетравливание поверхности. В результате отделения оксидной пленки от металла образуется необходимый рисунок. Контуры его более ровные и четкие в сравнении с другими химическими технологиями. Чтобы получить художественный рисунок с различной глубиной элементов, мастер периодически вынимает изделие из ванны и покрывает защитным слоем те части, которые уже готовы.
Тематики изображений и надписей
Гравировка на лезвии ножа придает ему индивидуальности, делает изделие уникальным. Можно взять самый обычный инструмент с примитивным дизайном и с помощью выбранной техники превратить его в произведение искусства. Именно этим и руководствуются люди, заказывающие выполнение гравировки для себя или на подарок.
На каждый клинок фирма-производитель уже ставит свое «клеймо». Помимо этого, существуют эксклюзивные варианты гравировки, которые адресованы человеку определенной профессии, юбиляру или тому, кто увлекается неординарным хобби. Например, на охотничьи ножи часто наносят изображения головы волка, медведя, барса. Иногда такие изделия украшают растительными орнаментами. Чтобы подчеркнуть принадлежность к определенному роду войск, оружие декорируют соответствующими надписями, символами и аббревиатурами. Это характерно и для служащих специальных подразделений – ФСБ, ОМОН, таможня.
Нож с гравировкой станет отличным подарком на юбилей организации. В таких случаях изделия обычно украшают логотипом компании. На личное торжество принято преподносить ножи с персонификациями (как вариант, это может быть имя юбиляра) или гравировками знаменательной даты. Представителям государственной службы и чиновникам часто дарят ножи с символикой страны – гербом, знаменем.
Как сделать в домашних условиях
Гравировку лезвия или рукояти ножа можно сделать в домашних условиях. Мастер должен обладать острым глазом и твердостью рук. Чтобы приобрести эти навыки, потребуется много времени. Поэтому новичкам лучше попробовать химический способ травления металла в водном растворе.
Необходимые материалы и инструменты
Для химического травления металла понадобятся:
- стеклянная ванночка;
- аккумуляторная батарея от автомобиля;
- провода для присоединения и зажимы;
- ложка;
- солевой раствор;
- цапонлак.
Для получения красивого рисунка можно предварительно создать заготовку в компьютерной программе или же найти на веб-ресурсах. Бумага для трафарета используется тонкая и глянцевая.
Технология нанесения
Всю работу обязательно нужно проводить в резиновых перчатках. Пошаговое выполнение:
- Подготовить электролит: залить воду в ванночку, добавить соль в зависимости от объема (2 чайных ложки на стакан воды).
- Покрыть материал лаком, подождать, пока тот затвердеет. Прорисовать острой иглой контур будущего изображения. Оголение металла нужно для контакта с электролитом.
- Поместить электроды в солевой раствор. Минус – приготовленная заранее ложка, плюсом будет служить лезвие ножа.
- Подать электричество. Спустя 5 минут отключить ток, вынуть изделие, смыть оставшийся лак, промыть под проточной водой и протереть насухо.
Методов гравировки ножей много. Вышеприведенный – один из самых распространенных и простых. Он идеально подойдет для неопытных или начинающих мастеров.
Эксклюзив своими руками: нанесение рисунка на нож с последующим травлением металла
В редакцию Homius приходят не только статьи наших читателей о различных способах ремонта. Некоторые обзоры поражают своей простотой выполнения необычных работ, на первый взгляд, невозможных для производства в домашних условиях. И сегодня представляем вашему вниманию одну из таких статей, которая была прислана в рубрику «Истории» Касатоновым Сергеем Борисовичем из города Якутск. В ней он рассказывает о простейшем способе переноса рисунка на лезвие ножа и травлении металла без каких-либо химикатов.
Недавно я увлёкся таким занятием, как травление различных рисунков на металле. Ведь даже кухонный нож можно сделать эксклюзивным, если приложить совсем немного усилий. Однако, если требуется травление высокохудожественного рисунка, не помешает опыт рисования и твёрдая рука. Первоначальное его нанесение проблем не составит, а вот подготовка к гравировке посредством электролиза для некоторых людей будет довольно проблематичным. Но, чтобы не пугать заранее тех, кто хочет понять всю технологию, начну свой отчёт о проделанной работе.
Что понадобится для нанесения рисунка на металл
Здесь всё довольно просто. Кроме самого ножа, достаточно иметь в квартире обычный лазерный принтер и некоторые другие инструменты и материалы, а именно:
- небольшое количество спирта;
- ледяную воду в тазу;
- утюг.
Естественно, клинок кухонного ножа следует тщательно вымыть и высушить. Для охлаждения воды лучше всего использовать лёд.
Приступаем к нанесению рисунка на стальное лезвие кухонного ножа
Для начала нужно найти в сети интернет рисунок, который можно разместить на клинке. В любом графическом редакторе его следует уменьшить до такого размера, чтобы он поместился на лезвии и распечатать. При помощи ножниц необходимо вырезать изображение.
Далее в блюдце наливается небольшое количество спирта, достаточное для того, чтобы распечатанная картинка полностью погрузилась в него. В спирте рисунок должен лежать до тех пор, пока бумага не пропитается. Это будет заметно по изображению, которое проступит на обратной стороне листка. Не стоит бояться передержать его в спирте – ничего плохого с рисунком не произойдёт, даже если он пролежит в блюдце сутки, он не потечёт и не расплывётся.
Использование утюга: здесь потребуется аккуратность
Ту часть клинка, на которое планируется перенести изображение, нужно обильно полить спиртом. После этого аккуратно берём бумажку с изображением и размещаем её на лезвии ножа распечатанным рисунком вниз. В это время его ещё можно поправить, не боясь смазать. Здесь следует учитывать то, что, начав работать нагревательным прибором, ничего подправить уже не удастся.
Когда рисунок уложен так, как нужно, начинаем прогревать его утюгом, включённым на максимальную температуру. При выполнении этой работы следует быть предельно аккуратным, чтобы не сдвинуть листок. Дело в том, что даже чуть нагревшаяся бумага, если её пошевелить, смажет изображение, испортив его.
Прогрев производится в течение 3-4 минут, пока листок не высохнет полностью. При этом лучше переусердствовать, дольше прогревая клинок, чем прекратить работу утюгом, когда бумага ещё полусырая.
Охлаждение клинка и удаление уже ненужной бумаги
Когда спирт полностью испарился, а клинок разогрелся, необходимо как можно быстрее его остудить. Именно для этого у меня и был припасён таз с водой, которая была охлаждена при помощи льда. Клинок ножа опускается в ледяную воду на 20-30 секунд. Необходимо следить за бумагой, ожидая, когда она полностью пропитается, теперь уже обычной водой. После того, как это произошло, начинаем медленно двигать по ней пальцем. Бумага скатывается и отслаивается.
Торопиться в этом случае не стоит – велика вероятность того, что клинок остыл не полностью, и рисунок будет повреждён.
Что получится в итоге: насколько качественным будет рисунок
Если всё было сделано правильно, рисунок ничем не будет отличаться от того, который был на бумаге. При этом качество изображения не зависит от его сложности и количества мелких деталей. Если травление не принципиально, то можно оставить рисунок таким, каким он получился. Конечно, такое изображение не слишком устойчиво к агрессивным чистящим средствам и высоким температурам, но при отсутствии таких факторов он может продержаться до полугода. Это изображение тигра я решил оставить в виде простого рисунка.
Что касается травления, то для первых опытов с металлом лучше выбрать нечто более простое, особенно, если нет художественного образования или опыта гравировки по металлу. Но статья была бы неполной, если бы я не рассказал в ней о том, как произвести травление на металле, чтобы рисунок уже не стёрся никогда. Об этом я расскажу на примере другого кухонного ножа и более простого изображения – с художественным образованием у меня отношения не сложились, в отличие от технических и точных наук.
Что потребуется для травления рисунка на металле
Чтобы протравить любое изображение на металле потребуется:
- вода с растворённой в ней поваренной солью (3-4 столовых ложки на 0,5 л) в стеклянной банке;
- блок питания (зарядное устройство) от любого телефона или иного гаджета;
- 2 отрезка провода;
- лак для ногтей, желательно бесцветный;
- обычный болт или металлическая пластина, которая поместится в банке.
Необходимо отметить, что от выходного тока зарядного устройства будет зависеть скорость электролиза, а значит и проявления рисунка на металле. Чем выше ток адаптера, тем меньшее время для работы потребуется.
Подготовка металла к нанесению рельефного рисунка
Сначала весь клинок нужно покрыть лаком. Это необязательно должен быть лак для ногтей, вполне подойдёт состав для покрытия древесины. Но здесь стоит вспомнить, что женская химия высыхает практически моментально. Учитывая то, что покрыть металл потребуется в 2 слоя, это серьёзный повод для использования быстросохнущего состава.
Рисунок, если он не слишком сложен, можно нанести после того, как лак высохнет. Но, при необходимости травления изображения, подобного тому, что я нанёс на предыдущий нож, лучше использовать метод перевода при помощи утюга и спирта, а уже после покрывать сталь бесцветным лаком.
Для травления на одном из кухонных ножей, я выбрал не слишком сложную арабскую вязь. Она была нанесена уже после высыхания лака, после чего покрытие по линиям было удалено. Иными словами, я его просто процарапал иголкой. Отмечу, что края полос нужно аккуратно подравнять – при травлении электролиз выест незащищённые места, а значит, все неровности останутся на металле без возможности последующего исправления.
Подключение питания: принцип травления при помощи электролиза
Питание на элементы подаётся следующим образом. В солёную воду опускается провод с болтом на конце, который подключается к минусовому выходу зарядного устройства. На сам клинок подаётся плюсовой заряд. Принцип электролиза заключается в следующем. Лаковое покрытие не пропускает электричество, а вот область металла, где оно отсутствует, под воздействием напряжения вступает в реакцию с солёной водой. В результате металл разъедается именно там, где лака нет.
Многим будет интересно узнать, что подобным образом можно даже нанести рисунок медью. Для этого производится аналогичная подготовка клинка. Отличием является то, что полярность подключения будет обратной – плюс на болт, а минус на нож. Вместо соли в воде нужно растворить медный купорос. Подобным образом можно как нанести изображение, так и полностью покрыть деталь медью.
Травление: некоторые нюансы, которые следует учесть
Когда на провода будет подано питание, станет отчётливо видно, как происходит электролиз. Из незащищённых лаком областей клинка начнут выделяться пузырьки газа. Именно этот процесс и «выгрызает» частицы металла. Необходимо внимательно следить за температурой зарядного устройства – она может резко повыситься. Во избежание выхода адаптера из строя, не стоит держать его включённым более 15-20 секунд, давая передышку не менее 10 минут. Таким образом, работа растянется, но при этом вы сохраните работоспособность зарядного устройства. В общей сложности на травление небольшого рисунка уходит около минуты постоянной работы. Получается, что за 3 захода изображение будет готово.
На фотопримере видно, как проступает надпись на металле под действием реакции электролиза. После того, как работа будет окончена, останется лишь очистить уже ненужное лаковое покрытие и отполировать клинок.
В процессе работы на поверхности банки будет образовываться слой окисла грязно-бурого цвета. Это не должно вас пугать, процесс предусматривает подобные отложения.
Завершающая стадия процесса, очистка и полировка клинка
По завершении процесса, питание отключается, а провод отцепляется с ножа. Для удаления лакового покрытия можно использовать канцелярский нож или обычный ацетон, который с лёгкостью выполнит эту работу. Полировка осуществляется на заточном станке с войлочным кругом. Конечно, эту работу можно выполнить и вручную, но времени в таком случае уйдёт намного больше.
Что касается неровности штрихов рисунка, то они не всегда мешают. К примеру, при нанесении арабской вязи, как в моём случае, они даже придают некий шарм надписи, будто она сделана несколько веков назад. Но если изображение требует точности, вроде ранее перенесённого на нож тигра, следует процарапывать каждую линию предельно аккуратно. Конечно, эту работу простой назвать не получится, требуется внимательность к мелочам и усидчивость, зато владелец будет уверен, что рисунок с клинка не сотрётся, независимо от агрессивности чистящих средств или температуры.
Заключительная часть
Подобная гравировка, выполненная своими руками, придаст необычности кухонным ножам. Из обычного ширпотреба они превратятся в эксклюзивные изделия, которые удивят ваших друзей и знакомых. А учитывая то, что на выполнение подобной работы не будет затрачено ни копейки, удовлетворение от рисунков, нанесённых методом электролиза, владельцу обеспечено.
Хотелось бы надеяться, что читатели возьмут на вооружение описанные мною способы работы с металлом. Если что-то из изложенного осталось непонятным, я с удовольствием объясню. Нужно лишь написать об этом в комментариях к статье. Там же можно и высказать своё мнение о прочитанном. Буду рад любому – к критике отношусь вполне адекватно, конечно, если она обоснована. Буду стараться отвечать на каждый отзыв максимально быстро.
Редакция Homius приглашает домашних мастеров и умельцев стать соавторами рубрики «Истории». Полезные рассказы от первого лица будут опубликованы на страницах нашего онлайн-журнала.
Гравировка на металле своими руками в домашних условиях — инструкция и видео
О нанесении надписей на металле при помощи специальных красок или лаков говорить не имеет смысла. Кстати, это тоже один из способов гравировки на металлах. Но сколько продержатся на образце такие рисунки, символы, значки? Любым из растворителей они смоются довольно быстро, хотя и из-за банального истирания срок их службы будет небольшим. Существуют более эффективные технологии гравировки металлов, о которых мы и поговорим.
Только вот все ли они подходят для самостоятельного исполнения, да еще в домашних условиях? Когда о них просто читаешь, все понятно и легко. Но практическая реализация – дело другое.
Гравировка лазерным лучом
Вряд ли кто захочет выкладывать кругленькую сумму только ради того, чтобы нанести памятные надписи на пару-тройку чайных ложечек или на лезвие охотничьего ножа. Услуги профессионалов в любой мастерской обойдутся дешевле.
Гравировка механическая
С принадлежностями здесь гораздо проще – придется приобрести лишь набор требуемых фрез и сам гравер. Часто для этих целей используется бормашина (кто хоть раз посещал стоматолога, знает, что это такое). Как вариант – нанесение изображений резцами.
Качество надписей получится высоким, но только при условии – если имеются не просто познания в этой области, но и большой практический опыт. Эта работа требует «острого глаза» и твердой руки. Многие ли из нас могут похвастать своим мастерством? Получается, от задуманного до реально исполненного пройдет довольно много времени, необходимого для приобретения навыков. Кого устраивает такая перспектива? Кроме того, нужно еще уметь и правильно затачивать резцы (штихели), если работа ведется с их помощью.
Рассмотрим методику эл/химического травления с целью нанесения надписей. Она из категории простейших, и кто занимался хромировкой металлических деталей в домашних условиях, суть схватит сразу.
Способ гравировки 1
-
Стеклянная емкость (по размеру обрабатываемой заготовки). Естественно, не бутыль с узким горлышком, а банка, стакан или ванночка. Источник постоянного напряжения (до 15 В). Он должен давать ток 0,5 А, как минимум. Оптимальный вариант – зарядное устройство для АКБ личного авто. Автор именно его и использовал. Хотя некоторые умельцы для этих целей берут зарядники аккумуляторов бытового инструмента (шуруповерта и так далее), и даже сотовых тлф. Парочка проводов для присоединения и зажимов (например, типа «крокодил»). Любая металлическая заготовка (та же ложка), которая будет играть роль второго электрода. Солевой раствор. Концентрация определяется на «глазок», поэтому общая рекомендация такая: на стакан воды – 2 ложки (чайных). Лак. Он понадобится для окрашивания сегмента металла, на котором планируется нанесение гравировки. В большинстве статей, посвященных эл/химическому способу, есть советы по применению состава для ногтей. Автор, чтобы «не травмировать» жену такой расточительностью, использовал так называемый цапон-лак, который хорошо известен радиолюбителям и эл/монтажникам. Стоит копейки, не дефицит, и легко снимается растворителем.
Технология гравировки
Готовится электролит
Вода заливается в тару, загружается соль в требуемом количестве (в зависимости от объема) и тщательно перемешивается, до окончательного растворения. От этого во многом зависит качество гравировки.
Готовится деталь (изделие, образец) для нанесения чего-либо
Размеры надписи или рисунка известны, поэтому определиться с площадью покрытия металла лаком несложно. После того, как слой немного «схватится», прорисовывается требуемый контур. Чем – иголкой, тонким шилом, зубочисткой, отточенной спичкой и тому подобное – решать вам, уважаемый читатель. Как удобнее выполнять работу своими руками, так и делать. Задача – по линиям рисунка «оголить» металл основы, чтобы обеспечить его прямой контакт с электролитом.
Можно поступить и по-другому. Подождать, пока лак полностью просохнет, и только потом «процарапывать» линии. Но это уже детали, и как лучше, несложно решить самостоятельно.
Далее электроды помещаются в раствор
Один обозначен – любая металлическая болванка. Она присоединяется проводом к «–» источника тока. Второй – образец, на который наносится гравировка (к его «+»). Технология похожа на хромирование металла.
Подача напряжения
Время технологической операции определяется визуально. Если глубина травления устраивает мастера, то можно зарядное устройство отключить. Обычно для гравировки по такой методике достаточно не более 5 минут.
Остается вынуть из ванночки металлическое изделие, снять лак, хорошо промыть образец под проточной водой и насухо протереть. Все, гравировка сделана!
Рисунок, надпись можно сделать и выпуклыми.
Для этого необходимо наносить лак на предварительно начерченные (фломастером, карандашом) линии (полосы). А весь остальной, «непокрытый» металл подвергнется травлению.
Способ гравировки 2
Такая технология гравировки несколько сложнее, но для большей информированности читателя рассмотреть следует и ее. Отличие – в методике нанесения изображения на металл.
Плюс – возможность выбора любого рисунка (узора) самой витиеватой надписи независимо от личных художественных способностей. Своими руками его воспроизводить не придется.
Минусы – о них станет понятнее по ходу изложения, так же как и то, что нужно будет приготовить.
Особенности способа
Подготовка рисунка (надписи)
Все, что требуется, несложно найти в интернете и скопировать. Для тех, кто владеет компьютерной графикой – вообще не проблема. Главное, чтобы под рукой был принтер для распечатки.
-
Придется делать зеркальное преобразование изображения. Для такой технологии принтер можно использовать только лазерный. Другой тип устройства не подходит. Бумага понадобится не обычная, а тонкая глянцевая. Как вариант – пленка самоклеющаяся. В этом случае заправлять нужно так, чтобы оттиск пришелся на подложку. Можно ее закрепить и на стандартной (офисной) бумаге кусочками этой пленки. Режим «яркость» принтера – на максимум.
После распечатки изображение аккуратно вырезается.
Внимание! Работу следует проводить в перчатках, чтобы исключить контакт пальцев с рисунком.
Подготовка металла
Он очищается от инородных фракций и обезжиривается.
Фиксация трафарета на металле
Чтобы в дальнейшем он не сползал, его желательно закрепить (по краям) липкой лентой.
Термообработка
Заключается в проглаживании трафарета утюгом. Сложность в том, что и время, и температуру нагрева придется подбирать экспериментально. Общая рекомендация – не более 2-х минут при максимальном разогреве утюга.
Охлаждение
После того, как температура металла опустится до комнатной, трафарет снимается.
Далее – травление металла. Один из вариантов этой технологии описан выше.
Остается лишь добавить, что методик гравировки своими руками достаточно много – и с помощью растворов, и без них. Ведь разговор шел о металлах, без указания, каких конкретно – сталь это, латунь или иное. Приведенные выше способы – одни из наиболее распространенных и доступных для реализации своими руками. Как правило, они используются для нанесения гравировки на стальные изделия. Кто захочет освоить буквально все практикующиеся в домашних условиях технологии, без труда найдет соответствующую информацию.
Успехов в самостоятельном гравировании!
Читают сейчас:
Кованые изделия из профильной трубы своими руками: обзор оборудования и характеристик
Основные виды термической обработки стали: отжиг, закалка, отпуск и нормализация
Металлизация отверстий печатных плат в домашних условиях — пошаговая инструкция
6 комментариев
Подскажите , пожалуйста , возможно ли протравить сталь на глубину до 1 мм и сколько для этого понадобится времени?
да возможно я протрпвил в загатовке для ножниц 2 отверстия сквозных
Конечно это возможно, а по времени определиться не сложно, время от времени проверяйте заготовку, а по достижению нужной глубины прекращайте травление.
На втором рисунке с описанием механической гравировки, гравировка выполнена не бормашинкой с фрезами а штихелем, этому надо учиться учиться и еще раз учиться. А бормашинкой можно только накарябать, хотя большинство подвальных «Ювелиров» так и делает. Небольшой совет для начинающих: травить большую глубину не нужно это создаст неровные края и ваш лак может местами не выдержать в итоге получите не ровный рисунок и кучу мелких точек там где не нужно. Если вам нужно сделать именно глубоко 0,2 мм и больше лучше воспользуйтесь фрезировкой (если есть такая возможность). Если вы решили начинать с бормашинки то сразу выкидывайте весь набор боров что шол к ней в комплект: 1 — они все кривые биение не даст вам нормально провести линии, 2 — они все толстые ни о какой маленькой надписи речь не может идти. Потому вам прямая дорога в ювелирный магазин за твердосплавными борами, они стоят в районе 50 — 100 р. за шт. нужно брать сферические самые маленькие 2 шт и пару чуть большего 1.мм размера.
Можно не в ювелирные. Твердосплавные боры отличных диаметров есть и в стоматологических магазинах. Там дешевле.
Отделка ножа. Гравировка.
Придавать индивидуальность своим ножам всегда было характерно для человека. Нож удовлетворяющий Вашим желаниям приносит много удовольствия. Нож облагораживается с помощью гравировки и становиться индивидуальным. Отыскать хорошего гравера в наше время будет первым важным занятием к подготовке ножа. Желание клиента, стоимость гравировки, цена ножа должны быть соответствующие друг другу.
Элементы стиля ножа и материалов из которых он изготовлен должны быть учтены при нанесении гравировки.
Разновидность техник гравировки.
К ножам применяются следующие виды гравировок:
1) Резцовая гравировка (Автором изделия указанного на изображении ниже является мастер Сергей Данилин ).
Нож «Дикие кошки» (2001г) — Дамасск автора, сталь, желтый металл, белый металл, орех, кожа, ковка, пайка, гравировка, чеканка, инкрустация желтым металлом по стали и по дереву, оксидировка, гальваническое золочение.
2) Чеканка или пластическая гравировка (рельефная гравировка)
3) Плоскостная гравировка
bulino — итальянская школа гравировки.
Технику резцовой гравировки «bulino» наноситься на сталь с помощью иглы. За счет усилия руки гравера на поверхность ножа выполняются углубления и другие элементы. Гравировальные структуры имеют многообразные эффекты, применяемые художником для произведения узора.
Работать резцом граверу сложнее, чем работать тонкой иглой.
Основными гравировочными инструментами являются — Грабштихель (ромбовидный резец), стальная игла, шпицштихель, лупа, микроскоп, карандаши, красители (черные лаки и краски), белила, точильный брусок, стальная линейка, тряпка.
Материалы для гравирования
Различные стали и стальные сплавы (с учетом степени закалки поверхности гравируемого объекта), драгоценные металлы (например, золото и сплавы на основе серебра), цветные металлы (мельхиор, медь, латунь), титан, алюминий.
Основные виды техники гравировки:
Пунктирная, линейная, смешанная.
Квалификация специалиста оценивается его талантом воплотить замысел на конкретном изделии. Умение учитывать размеры рисунка с габаритами изделия, композицию, размещение рисунка, его вид, тему гравировки отличает высококвалифицированного специалиста от дилетанта.
На охотничьем ноже с рукояткой из оленьего рога, лучше использовать, допустим, тему гравировки — олень, вепрь и т. д. Изображение на таком ноже буйвола или змеи было бы абсолютно неудачно.
Порядок нанесения гравировки.
1) Вначале отшлифовать и наполировать изделие, нанести слой белил, после узор нанести на поверхность.
2) Учитывая все неровности участка, определенного для гравировки, нанести рисунок на матово-белую поверхность. Рисунок нанести острым механическим карандашом (толщина грифеля — 0, 3 мм).
3) Провести важнейшие очертания и контуры узора с помощью тонких стальных иголок, после белила удалить.
4) В зависимости от габаритов изображаемых деталей узора с помощью лупы или микроскопа начинается процесс нанесения гравировки.
5) Гравируем («выкалываем») на поверхности соответствующие структурные элементы узора.
6) Отчетливость гравюре придают разнообразные красители (лаки или окислители). Все составы индивидуальны и зависят от материала, техники и глубины гравировки, а также от характера рисунка.
7) Сформированные острые выступы на поверхности металла удалить шлифовальными или полировальными средствами с мелким зерном.
Если в процессе шлифовки будет содран чересчур толстый слой материала то гравировка может сильно потускнеть и стать «расплывчатой».
Особыми иглами для доводок окаёмок, полировальными камнями можно осветлить определенные участки рисунка гравировки.
Плоскостная гравировка
Основное назначение плоскостной гравировки нанесение надписей, орнаментов и всяких узоров.
В качестве инструментов применяются следующие виды штихелей, различающиеся друг от друга заточкой:
Применяя штихели достигаются разные теневые эффекты. Также используются резцы для гравировки, с помощью которых можно сделать более плоским фон, тем самым выделив главный мотив рисунка.
Порядок нанесения гравировки.
1) Сформировать проект узора.
2) Линии узора наносятся на стальную поверхность и закрепляются с помощью чертилки, что предотвращает их истирание в процессе самой гравировки.
3) С помощью молотка и зубила или от руки грабштихелем наносятся контуры в зависимости от вида применяемой гравировки.
4) Следующим шагом является отделка фона — его можно углубить и отгравировать, выделив тем самым главный мотив.
5) Путем размещения разнообразных насечек в определенном последовательности достигается объемное воссоздание узора.
6) При узкой заточке штихеля в проведенный им надрез попадает маленькое количество света, за счет чего формируется контрастность всего рисунка. В конце целую гравюру нужно подвергнуть окончательной отделке.
7) При чеканке объемный рисунок вырезается с помощью плоского зубила или болштихеля, затем избытки металла удаляются или сглаживаются округленными, или плоскими резцами.
Чеканка, или пластическая гравировка (рельефная гравировка)
Чтобы объемность узора выполнить более выразительной, задний план понижается и шлифуется жемчужным или матовым резцом. Грабштихелем или шпицштихелем вырезают более тонкие детали. Чтобы верно воспринимать те или иные структурные элементы, в частности, шкуру или чешую, для увеличения объемности накладываются тени.
Для защиты гравировки от коррозии нужно провести соответствующую окончательную отделку. Большинство сортов сталей можно подвергать закалке. Отдельные стали закаливают с синхронным окрашиванием поверхности, благодаря чему в особенности прекрасно выделяются золотые и серебряные вставки. Для увеличения контрастности рисунка гравюра отделывается типографской краской.
Немного видео: Азы ручной гравировки штихелем