Специфика русско-византийского стиля
Interier-plus24.ru

Дизайнерский портал

Специфика русско-византийского стиля

Специфика русско-византийского стиля

Русско-византийский стиль представляет собой объединение направлений, используемых во времена Византии и в допетровский период.

И действительно, неординарность присутствует во всех постройках, которые сохранились до наших дней.

Как будто терем расписной

Создателем русско-византийского стиля является архитектор К.А. Тон. По приказу российского императора Николая I во славу России после победы над армией Наполеона необходимо было создать истинно русский новый стиль, который бы подчеркивал самобытность отечественной культуры.

И направление было создано. Русско-византийский стиль в архитектуре церквей XIX века представляет собой переплетение культур Восточной Римской империи и Древней Руси.

От византийских храмов были взяты массивность построек, пятиглавие фасада, кроме того, купола. Они представляют собой многогранные сооружения, а не такие, как приняты в Европе, — круглые.

От допетровских построек, а именно теремов, взято стремление к детализации. В архитектуре XIX века это выразилось в объединении при оформлении фасадов церквей и зданий рядом мелких деталей. Стены строений как бы расписаны. Рельефные резные изображения — визитная карточка стиля.

Напоминанием о старинных русских теремах является постановка куполов на высоких барабанах. Также это такие архитектурные элементы, как боковые колокольни, ложные высокие колонны.

Даже внешний вид церковных зданий представляется в некоторой степени громоздким. При этом верхняя их часть изящна и воздушна. Именно подобным образом выглядели старорусские терема.

Образцом стиля в архитектуре является Казанский собор, церковь Богоматери в Новодевичьем монастыре, Большой Кремлевский дворец.

Русский дух

При всей своей самобытности, отказа от классической для XIX века европейской манеры возведения построек с барельефами и портиками церкви в русско-византийском стиле представляют собой монументальные массивные здания.

Они величественны. Некоторая громоздкость подчеркивает размах, отображает истинно русскую широту души. Детализация в оформлении фасадов граничит с вычурностью и стремлением к роскоши.

И действительно, церковные здания в те далекие времена (да и по сей день) возводились из камня лучшего качества. Благодаря этому постройки давностью более 200 веков сохранились до наших дней в прекрасном состоянии.

Размах и роскошь особенно впечатляют при оформлении внутри церквей. Прежде всего, сами росписи представляют собой вереницу византийских фресок с их пышностью и насыщенностью красок.

И снова в помещениях церквей присутствует склонность к детализации. Достаточно обратить внимание на многочисленные фрески, которые оформляют алтарь. Это также отличает русско-византийский стиль от того же классицизма или барокко.

В то же время в полной мере отдается прерогатива роскошному оформлению. Алтарь, места священников для богослужения отделаны полудрагоценными камнями, инкрустированы золотом.

Декор жилых помещений

Веяния русско-византийского стиля в архитектуре отразились в современном интерьере и декоре оформления помещений.

Византийская тяга к роскоши сочетается с исконно русскими традициями.

Так, стены декорируют византийскими письменами, именно такими, которые наносились на старинные книги. Нижняя часть стен закрывается деревянными панелями или другими натуральными аналогами.

В помещении уместны арки вместо дверных проемов. Кроме того, устанавливаются широкие колонны без орнамента.

Мебель должна быть массивной, даже чуть громоздкой. Это большие закрытые шкафы из цельного массива натурального дерева, комоды, столы, широкие и глубокие кресла.

Максимализма в обстановку добавляют кованые этажерки и подставки под цветы в горшках. А также на длинной цепи свисают книзу большие люстры в металлической оправе.

Вместе с тем допускается яркая палитра: сочетание золотистого, лилового, синего, зеленого.

Интерьер в русско-византийском стиле выглядит богато и немного нарочито. Но вместе с тем создается настоящий уют. Добротность используемых материалов и удобство делают домашнюю атмосферу привлекательной и комфортной.

Русско-византийский стиль в архитектуре и интерьере: неовизантийский

Византия является одним из древнейших государств с развитым культурным и социальным устройством. Искусство древней Византии переняло и преобразовало основные достижения античной культуры. В силу географического положения, культура этого государства сочетала как европейские, так и восточные новшества. Сформировавшаяся в Византии христианская религия была главенствующим культурным направлением. Наибольших успехов византийские мастера добились в архитектуре. Их достижения переняли и многие другие страны, что прослеживается и в более поздних стилях.

История развития Византии и стиля

Развитие византийского искусства неразрывно связаны с историческим развитием Византийского государства. Византия образовалась на основе Восточной Римской империи. Датой зарождения Византийского государства принято полагать 395 г. Однако эта дата весьма условна. Что касается художественной культуры империи, то её образование началось в 4-5 вв. Конечным рубежом существования Византийского искусства стал 1453 год, когда турки-османы захватили Византийскую империю, и она полностью прекратила своё существование.

На месте античного города Византия был возведён Константинополь – новая столица Римской империи.

Позднее Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Последняя и стала собственно Византией. При чём, подобное название этому образованию дали европейцы, намереваясь оградить её от связи с античной культурой. Сами же византийцы называли себя «ромами», т.е. римлянами, а Константинополь считали вторым Римом.

Византия сумела вобрать в себя лучшие достижения ранней и поздней античности. Константинополь в кратчайшие сроки сумел стать одним среди величайших столиц того времени, не уступая в своём величии собственно Риму. Наравне со столицей в Византии имелись и прочие культурные центры, такие как Александрия, Антиохия, Никея, Равенна и Фессалоники.

Византийцы стали одним из первых народов, принявших христианство. Именно Византия является родиной завершённого ортодоксального православного христианства.

Значительных успехов империя достигла и в правовой сфере. Император Юстиниан впервые систематически изложил правовые нормы и законы. Кодекс Юстиниана нашёл применение и во многих других странах того времени.

При этом Византийская культура подверглась значительному влиянию со стороны соседних как европейских, так и азиатских стран.

История Византийской культуры включает ряд взлётов и падений:

  • Первый культурный расцвет Византии пришёлся на 5-7 вв. В этот период в государстве закончился переход от рабовладения к феодализму. Однако в отличие от большинства европейских государств, в Византии была жёсткая централизация власти и налоговой системы. Наблюдается также расцвет христианской веры и сопутствующих видов искусств – архитектуры, книгописи, иконописи.
  • 8-9 вв. стали периодом спада. В государстве начали обостряться социальные противоречия между столичными и местными властями. Начинается свержение культа икон, признанных пережитками идолопоклонничества.
  • 10-12 вв. – восстановление искусства иконописи. На этом этапе Византия налаживает тесные связи с Киевской Русью. Христианская церковь занимает главенствующие позиции как в социальной жизни, так и в искусстве.
  • 13 в. – один из наиболее тяжёлых для Византии периодов. Во время одного из крестовых походов в 1204 году Константинополь был захвачен, разграблен и разрушен. Император Михаил 8-ой сумел возродить страну лишь в 1261 году.
  • Последний культурный взлёт Византии состоялся в 14-15 вв., что особенно ярко отразилось в художественной культуре. Этот период тесно связан с эпохой возрождения.
  • В 1453 году Константинополь был захвачен турками, и Византия прекратила своё существование.

Современные проявления направления

Византийское искусство, даже после падения Константинополя и потери государственности, продолжило своё существование в рамках других государств и стало основой для формирования более поздних направлений.

Влияние византийского стиля ярко прослеживается в таких течениях средневекового искусства, как романский стиль и готика.

Русско-византийский художественный стиль: от храмов и церквей до икон

Позднее в конце 19-начале 20 вв. Византийский стиль нашёл применение в Российской храмовой культуре и появилось отдельное направление – русско-византийский стиль. На территории России возводилось множество храмовых сооружений, соответствующих канонам и конструктивным решениям византийского зодчества. Купол подобных храмов зачастую имеет приземистую форму и располагается на широком низком барабане. Центральный купол при этом значительно больше прочих. Остальные же купола традиционно выступают за пределы сооружения лишь частично. Внутреннее помещение лишено каких-либо стен и перегородок и состоит из единого церковного зала.

Что касается современности, то элементы византийского стиля нередко применяются в интерьерах современных домов и изготовлении мебели.

Архитектура и строительство

Основным центром архитектурных трудов византийских мастеров традиционно оставался Константинополь. Улицы города имели лучевую планировку, сходившуюся к площади с императорским дворцами, ипподромом и собором. У Константинополя не было постоянного источника воды, для чего в городе строились подземные водохранилища и акведуки.

О жилых и прочих гражданских сооружениях города известно не много. Из сохранившихся литературных источников достоверно известно о существовании дворцов, кварталов торговцев и ремесленников, крупных мастерских и рыночных площадей, театров, цирков и библиотек.

С укреплением религиозных догматов монастыри и церкви стали основными объектами строительства.

В России

Основной особенностью первых византийских церквей стало выделяющееся центральное пространство, укрытое куполом. В христианской архитектуре византийцев купол олицетворял небесный свод, а также возвышал фигуру императора, сидящего в центре зала во время богослужений среди своей свиты.

Ещё одной отличительной чертой византийских церквей является возведение купольных композиций церквей, что в результате трансформировалось в новые структурные типы – купольные базилики, центрические церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольные системы.

Кроме городских церквей в Византии возводились и загородные монастыри. Они имели вид укреплённых пунктов, обнесённых стенами. Кроме жилых и хозяйственных помещений внутри них располагалась общая трапезная и молитвенный зал. Подобные здания зачастую возводились на возвышенности.

Архитекторы Византии переняли от римского зодчества систему арочных конструкций. Однако известная в Риме бетонная техника популярности не получила. Стены сооружений зачастую возводились из кирпича или тёсаного камня, камня с кирпичными прокладками или наоборот. Своды строились из камня или кирпича. Перекрытия зачастую сводчатые.

Одним из значительных достижений византийских мастеров стало внедрение системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры посредством парусного свода. Купол возводился непосредственно на парусах, позже между куполом и парусной конструкцией начали устанавливать округлый барабан, в стенках которого делали осветительные проёмы.

Для уменьшения веса в кладке сводов использовали пористые породы камней.

Такая конструкция позволила очистить пространство от стен и увеличить внутреннюю площадь помещений. Главным строительным сырьём византийцев был плоский кирпич, укладываемый на раствор. В состав последнего включали: известь, цемянку и мелко истёртый кирпич. Применение подобного раствора позволяло возводить здания без использования дорогостоящих лесов. Иногда кирпич чередовали с тёсаным камнем. Внешнюю поверхность стен зачастую штукатурили. Позже в Византии стало актуально декоративное украшение фасадов фигурной кирпичной кладкой или чередующимися светлыми и тёмными полосами облицовки.

Особенность: мозаичное исполнение

Особое место в Византийской архитектуре занимает мозаика. Расцвет мозаичного византийского искусства приходится на 6 в. Отличительной особенностью данного стиля является то, что мастера не просто применяли цветное стекло в качестве расходного материала, но и умели использовать оптические эффекты. Достигалось это посредством вкрапления светлых или тёмных акцентов в основной тон.

Ещё одной особенностью византийской мозаики стала дальняя перспектива – целостный образ можно было рассмотреть только издалека. Подобными мозаиками традиционно украшались храмовые церковные здания.

Интерьер

Отличительными особенностями византийского интерьера выступают исключительная помпезность, элегантность и дороговизна. Яркость дизайна и обтекаемость форм византийцы позаимствовали у своих восточных соседей.

В то же время в византийском интерьере применялась незамысловатая простая мебель – упрощённый вариант римской домашней утвари. Основой искусства Византии является христианство, из-за чего в отделке нередко присутствуют религиозные орнаменты и мотивы: голуби, монограмма Христа, рыбы, барашки. Нередко встречаются и растительные орнаменты, объединяющие как античную, так и восточную символику – лавровый лист, оливковые ветви, ветви вьющихся растений и ленточные сплетения.

Читать еще:  Ширина входной двери в квартиру: требования стандарта

Цвета

Византийский интерьер характеризуется стремлением к роскоши и богатству, что прослеживается и в применяемой цветовой гамме. Используемые оттенки зачастую насыщенные и яркие. Палитра цветов довольно разнообразна, однако преобладают красный, пурпурный, белый, оттенки голубого и коричневого. Вне зависимости от цвета любые предметы щедро украшались драгоценными камнями, золотом, серебром или слоновой костью. Позже такая помпезность и вычурность передалась в стиле барокко.

Материалы

В качестве строительных материалов византийцы использовали камень и кирпич, скреплённые специальным цементным раствором. Что касается отделки, то помпезный византийский интерьер требовал использования наиболее дорогих и редких материалов – золота, слоновой кости, редких пород деревьев, самоцветов, мрамора, гранита и прочих природных камней, дорогих восточных тканей с золотой нитью и смальта – разновидность цветного стекла.

Полы и стены

Стены в Византии могли обшиваться деревянными панелями, мраморными плитами или отделывались штукатуркой. В качестве украшения применяли декоративную резьбу, рельефные рисунки или росписи. В росписи традиционно применялся растительный орнамент, содержащий трилистник.

Иногда стены декорировали с помощью шёлка и прочих дорогих тканей. Что касается пола, то он выстилался камнем или многоцветной мозаикой из мраморных вставок.

Окна в интерьере византийцев зачастую были довольно массивными, имели вытянутую стрельчатую форму. Оконные проёмы традиционно драпировали византийским шёлком, который выделялся крайне высоким качеством и яркой орнаментальной вышивкой.

Декор и аксессуары

Отличительной чертой данного стиля является красочный и яркий декор. Типичным для византийского стиля выступает украшение ниш, оконных и дверных проёмов ажурными орнаментами. Всё пространство в византийском интерьере заполняется всевозможными украшениями – цветущими растениями, вазами из слоновой кости или полудрагоценных камней, серебряной ли медной посудой. Ещё одним обязательны элементом стиля выступают мозаики и эмали из цветного стекла. Первоначально цветное стекло применяли исключительно для изготовления создания витражей, но позднее из него также стали изготавливать яркие вазы, бусины и посуду.

Собор Святой Марии в романско-византийском стиле

Дизайн спальни на мансарде: особенности планировки и предпочитаемые отделочные материалы.

Обои Касторама: что это такое и в чем их преимущества читайте тут.

Заключение

Византийское искусство оказало значительное воздействие на средневековое искусство многих стран. Черты данного стиля ярко прослеживаются во многих более поздних направлениях, таких как готика или романский стиль. Византийское искусство отличается особой помпезностью, яркостью и богатством. В этом направлении органично сочетались христианские, античные и восточные элементы.

Рекомендуем также ознакомиться со стилем Бидермейер.

Русско-византийский (Псевдорусский) стиль в архитектуре России

На фото: Оружейная палата Московского Кремля построена по проекту К. А. Тона.

Предпосылки к появлению русско-византийского стиля

Победа в Отечественной войне 1812 года привела к подъему национального самосознания: в русском обществе возник стойкий интерес к собственным традициям. После двух веков засилья европейских вкусов вновь вошли в моду русские песни, сказки и кушанья, а образованная часть дворянства принялась осваивать подзабытые со времен Петра Великого тонкости родного языка и философствовать относительно прошлого и будущего империи.

Пристальное внимание к отечественной истории, корням и истокам русской самобытности не замедлило сказаться и в искусстве. Например, на смену уже привычным архитектурным образцам барокко и классицизма, ассоциировавшихся у жителей России с цивилизованной Европой, пришел совершенно иной стиль — русско-византийский. Его возникновение связано со временем Николая I, в царствование которого сохранение древних памятников зодчества впервые оказалось в сфере государственных интересов.

Русско-византийский стиль

Новый русско-византийский стиль противопоставлялся западноевропейской традиции и соответствовал средневековым византийским образцам, воплощая, таким образом, идею преемственности Православия. Наиболее заметными чертами в культовой архитектуре русско-византийского стиля являлись крестово-купольный тип храма, увенчанного большим барабаном, опирающимся на компактное в плане основание, а также прихотливый декор с использованием разноцветных элементов.

Одним из первых образцов русско-византийского стиля стал выстроенный по проекту Василия Стасова православный храм Александра Невского в Потсдаме. (Необычная для немецкого города церковь предназначалась для обитателей русской колонии Александровка и была освящена в 1829 году.)

Дальнейшее распространение новый стиль получил в 1830-1840-е годы благодаря деятельности Константина Тона – зодчего, на несколько десятилетий определившего облик русской архитектуры. Согласно монаршему указу, он педантично исследовал собранные по требованию Святейшего Синода описания древних русских построек и составил своего рода атлас образцовых чертежей – для последующего воплощения во всех городах империи.

Константин Тон – основоположник русско-византийского стиля в России

Архитектор Константин Андреевич Тон считается основоположником и наиболее ярким представителем русско-византийского (или, как его иначе называют, псевдорусского) стиля в архитектуре России.

Псевдорусский стиль поддерживал император Николай I – подобный архитектурный стиль отлично иллюстрировал популярную в 1840-е годы идею преемственности между Византией и Россией: «Москва – третий Рим», пришедший на смену «второму Риму» – Константинополю.

Мотивы византийской архитектуры особенно ярко воплотились в проектах церквей Константина Тона. По его чертежам было построено множество церквей и других зданий в Петербурге и его окрестностях, а также в Москве и в провинции.

Самые известные московские творения Тона – Оружейная палата в Кремле, первый храм Христа Спасителя и колокольня Симонова монастыря.

К сожалению, относительная «новизна» зданий русско-византийского стиля, особенно религиозных храмов, сделала их очень уязвимыми в богоборческую эпоху, позволив наклеивать на них ярлык «не представляет исторической ценности» и массово уничтожать.

Новые времена

Удивительный московский храм Христа Спасителя на много десятилетий стал примером для подражания. По всей стране стали один за другим появляться образцы русско-византийского стиля, своим великолепием знаменуя новую эпоху в истории российской провинции.

Во второй половине XIX столетия даже в самых отдаленных уголках России стали происходить большие перемены. Реформы, начатые во времена Александра II, увеличили самостоятельность провинциальных территорий и обеспечили их экономическое благополучие. Плоды этой политики не замедлили сказаться на жизни губернских и уездных городов: расцвет местного предпринимательства существенно повлиял на развитие культуры , просвещения и архитектуры.

Мода на национальные традиции оказалась стойкой и в начале XX века воплотилась в так называемый псевдорусский стиль, подразумевавший вольную романтическую интерпретацию исторических элементов. Этот подход оказался очень популярным в период русского модерна и был особенно востребован в интерьерах. Что касается внешнего облика построек, здесь появились самые разные вариации. Одной из них стало подражание средневековому зодчеству русского Северо-Запада, в котором архитекторов привлекали прежде всего лаконичность и торжественная простота.

Византийский стиль в архитектуре России

Историческое и культурное значение Византии трудно переоценить. В России византийское наследие можно обнаружить как в духовной, так и материальной сферах жизни. Взаимодействие культур пережило несколько этапов, и даже в современной культуре и архитектуре есть приметы этого влияния. В глобальном смысле русская культура стала основной преемницей и продолжательницей традиций и духовных канонов Византии.

Истоки византийского стиля

Распад Римской империи в 395 году привел к возникновению новой империи, впоследствии названной Византией. Она по праву считается преемницей античных традиций, культуры и мудрости. Византийский стиль возникает как результат концентрации существующих архитектурных приемов. Зодчие нового государства сразу поставили себе задачу превзойти римские достижения. Поэтому, органично впитав все лучшее, что было изобретено римлянами и греками, создают новые шедевры, принимают вызов времени и находят новые конструктивные и планировочные решения.

Формирование византийской культуры происходило не только на воспроизведении и улучшении античного греко-римского опыта, но и связано с сильным восточным влиянием, которое нашло отражение в стремлении к роскоши, масштабности, украшательству.

В связи с тем, что в Константинополе обосновывается восточная ветвь христианства, стране понадобились новые храмы. Для новой идеологии также необходим собственный антураж. Эти задачи решают лучшие художники мира, которые стекаются в Константинополь и создают уникальные произведения, которые и становятся новым религиозным, культурным, государственным и архитектурным каноном.

Черты византийского стиля

Архитекторам Константинополя предстояло решить несколько важных конструктивных задач, которые преимущественно появлялись в храмовом зодчестве. Собор в православии должен был производить неизгладимое впечатление на зрителя своим масштабом и великолепием, храм ассоциировался с Царствием Божьим и поэтому архитекторам требовались новые выразительные средства, поисками которых они и занимались. За основу планировки византийского храма был взят не греческий собор, а римская базилика. Стены соборов возводились из кирпича с большими прослойками скрепляющего раствора. Это привело к формированию отличительной черты византийских построек – облицовка зданий кирпичом или камнем темного и светлого цвета. Вокруг фасада нередко размещались аркады из колонн с корзинообразными капителями.

Византийский стиль ассоциируется с крестово-купольным типом собора. Зодчим удалось найти простое решение соединения круглого купола и квадратного основания, так появились «паруса», которые создавали ощущение гармоничной цельности. Суженные окна с округленным верхом, размещаемые по два или три рядом, – также важная примета византийских построек.

Внешняя обработка зданий была всегда скромнее, чем внутреннее убранство, – это еще одна особенность византийских строений. Принципами оформления интерьеров являлись утонченность, богатство и изящество, для них использовались очень дорогие, эффектные материалы, которые производили сильное впечатление на людей.

Влияние Византии на средневековую архитектуру

В средние века влияние Византии распространилось на все страны Европы, оно было политическим, экономическим и духовным. Византийский стиль в архитектуре средневековья оказался мощным ресурсом обновления. Италия в большей мере восприняла новшества византийской архитектуры: новый тип храма и технику мозаики. Так, средневековые храмы в Равенне, на острове Торчелло, в Палермо стали знаками этого византийского влияния.

Читать еще:  Как собрать карниз Магеллан: замеры и монтаж

Позже тенденции распространяются и на другие страны. Так, собор в Ахене в Германии является примером византийского влияния через призму итальянских мастеров. Однако наиболее мощное воздействие Византия оказала на те страны, которые приняли православие: Болгарию, Сербию, Армению и Древнюю Русь. Здесь происходит настоящий культурный диалог и обмен, который приводит к значительной модернизации существующих архитектурных традиций.

Влияние Византии на зодчество Древней Руси

Всем известна история о том, как русская делегация, посетившая Рим и Константинополь в поисках подходящей религии, была потрясена красотой собора Святой Софии, и это решило исход дела. С этого времени начинается мощное перенесение традиций, текстов, обрядов на русскую землю. Немаловажным аспектом в этом процессе является храмовое зодчество, которое активно начинает развиваться в новом виде. Византийский стиль в архитектуре храмов появился благодаря тому, что целые бригады мастеров приезжают в Древнюю Русь, чтобы возводить соборы, передавать навыки и формировать новый облик страны. Также немало зодчих посещают Константинополь, обучаясь премудростям и хитростям строительства.

Русские мастера, начиная с 10-го века, не только перенимают византийские традиции, но и обогащают их, дополняя решениями и деталями, необходимыми местным храмам. Традиционный крестово-купольный византийский храм на Руси обрастает дополнительными нефами и галереями для большей вместимости. Для создания построек в новом стиле появляются сопутствующие ремесленные направления: изготовление кирпича, литье колоколов, иконопись, – все это имеет византийские корни, но перерабатывается русскими мастерами в духе национального искусства. Ярчайшим примером такой переработки является Собор Софии Премудрости Божией в Киеве, где трехнефная византийская форма становится пятинефной и еще обстраивается галереями, а пять глав дополняются еще 12 малыми главками.

Византийская модель храма

Византийский стиль в архитектуре, особенности которого мы рассматриваем, базируется на новаторской планировке храма. Его особенности родились из чисто утилитарных потребностей: увеличение пространства храма, простое соединение купола и основания, достаточная освещенность. Все это привело к тому, что сформировался особый тип сооружений, который впоследствии поменял всю храмовую архитектуру мира. Традиционный византийский храм имел квадратное или прямоугольное основание, крестово-купольную конструкцию. К центральной части примыкают апсиды и галереи. Увеличение объема приводило к появлению внутри дополнительных опор в виде колонн, они разделяли собор на три нефа. Чаще всего классический храм имел одну главу, гораздо реже 5. Окна с арочным проемом объединялись по 2-3 под общей аркой.

Черты византийского стиля в русском храмовом зодчестве

Первые постройки храмов новой церкви были по русской традиции, греки не могли повлиять на них, так как свои храмы они возводили из кирпича и камня. Поэтому первое нововведение – это многоглавие, которое активно внедрялось в архитектурные решения. Первая каменная церковь на Руси появляется в конце 9-го века и имеет крестово-купольную конструкцию. До наших дней храм не дожил, поэтому говорить о его специфике невозможно. Для храмов на Руси очень важным был объем, поэтому уже первые зодчие были вынуждены решать проблему увеличения внутреннего пространства храма, достраивая дополнительные нефы и галереи.

Сегодня византийский стиль в России, фото построек которого можно увидеть во многих путеводителях, представлен несколькими главными регионами. Это постройки в Киеве и Чернигове, Новгородский район, Печеры, Владимир, Псковщина. Здесь сохранилось немало храмов, которые имеют явные византийские черты, но являются самостоятельными постройками с уникальными архитектурными решениями. К наиболее известным можно отнести Софийский собор в Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, церковь Спаса на Нередице, Троицкую церковь в Печерском монастыре.

Византийский стиль в европейской архитектуре

Государство Византия, просуществовавшее более 10 веков, не могло не оставить свой след в мировой истории. В архитектуре Европы и сегодня можно увидеть зримые черты византийского наследия. Наиболее богат заимствованиями и преемственностью период средневековья, когда зодчие берут на вооружение новаторские идеи коллег и строят храмы, например, в Италии, которая более всего оказалась восприимчивой к византийскому влиянию. Мощное влияние на Венецианскую республику оказали художники, приехавшие из Византии, и огромное количество артефактов, привезенных сюда после захвата Константинополя. Даже собор Сан-Марко в Венеции включает немало византийских мотивов и предметов.

Не менее важную роль сыграла архитектура Византии и в эпоху Возрождения. Господствующий центрально-купольный тип сооружения, который пришел из этой страны, получает повсеместное распространение. Черты византийских храмов можно обнаружить не только в культовых зданиях, но и в светских постройках. Зодчие, от Брунеллески до Браманте и А. Палладио. Отчетливо видны элементы и конструктивные решения византийцев в таких знаменитых постройках, как соборы Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне, Пантеона в Париже.

Византийский стиль в европейской архитектуре как таковой не сложился, если не брать в расчет православные страны, но элементы этой системы зодчества видны до сих пор, они переосмысливаются, модернизируются, но являются той базой, на которой вырастает архитектура Европы. Византия стала местом сохранения античных традиций, которые затем вернулись в Европу и стали восприниматься ею как свои исторические корни.

Формирование русско-византийского стиля

Византийский стиль в русской архитектуре складывается в результате многовекового переосмысления и переработки идей зодчих из Константинополя. Формируется этот стиль, в котором уже на равных сосуществуют восточные и русские идеи, в середине 19-го века. Именно тогда начинается расцвет архитектуры, в которой достижения византийских зодчих творчески переработаны, дополнены и по-новому применены. Поэтому Византийский стиль в России 19-го века – это не копирование достижений Константинополя, а создание построек «по мотивам», с большим включением собственно русских идей.

Периодизация византийского стиля в русской архитектуре

То, что именуется в теории архитектуры не иначе как «византийский стиль», формируется в середине 19-го века. Его идеологом и пропагандистом стал архитектор К. А. Тон. Предвестники стиля появляются в 20-х годах 19-го века, они заметны в таких постройках, как Десятинная церковь в Киеве, церковь Александра Невского в Потсдаме.

Но первый период формирования стиля приходится на 40-е и 50-е годы, он особенно заметен в сооружениях А. В. Горностаева и Д. Гримма. Второй период – 60-е годы, когда в духе доминирующей эклектики создаются сооружения смело миксующие византийские и русские черты. В этот период стиль особенно виден в зданиях Г. Г. Гагарина, В. А. Косякова и Е. А. Борисова.

70-90-е годы – это время усложнения стиля, архитекторы стремятся к большему декорированию, внесению разностилевых деталей в свои постройки. На рубеже 19-го и 20-го веков и в начале 20-го века византийский стиль в России начинает трактоваться все более вольно, объединяясь в духе наступающего модерна с другими стилями. В 90-е годы 20-го века появляется псевдовизантийский стиль, в котором видны поздние наслоения, но угадываются исконные черты.

Отражение византийского стиля в интерьере

Стиль Константинополя особенно ярко проявлялся в оформлении внутреннего убранства построек. Для интерьеров в византийском стиле характерна богатая декорированность, использование дорогих материалов: золота, бронзы, серебра, дорогого камня, ценных пород дерева. Яркой приметой интерьеров в этом стиле являются мозаики на стенах и на полу.

Отражения византийского стиля в русской архитектуре 19-го века

Самый яркий период в архитектуре, основанной на традициях Константинополя, приходится на середину 19-го века. В это время византийский стиль в архитектуре Петербурга становится ведущим. Ярчайшими примерами сооружений в этом стиле являются Церковь Милующей иконы Божией Матери в Галерной гавани (Косякова и Пруссака), Греческая церковь Дмитрия Солунского (Р. И. Кузьмина), Торговый дом Штоля и Шмита (В. Шретера). В Москве это, конечно, постройки Тона: Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец.

Византийские мотивы в архитектуре 20-го века

Постсоветский период с его реставрацией православия привел к тому, что византийский стиль в архитектуре России вновь стал актуальным. Появляются постройки в русско-византийском стиле во многих городах России. Ярким примером является Храм на Крови во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших в Екатеринбурге по проекту К. Ефремова.

На рубеже 20-21-го веков складывается так называемый «второй русско-византийский стиль», который появляется в новых храмовых постройках. К нему можно отнести такие соборы, как Пантелеймоновский храм в Ижевске, Храм Рождества Христова в Омске, церковь Рождества Христова в Москве и многочисленные постройки во всех уголках страны. Это свидетельствует о том, что идеи Византии глубоко проникли в русскую культуру и сегодня уже неотделимы от нее.

Современные постройки в византийском стиле

Современные архитекторы, особенно в храмовом зодчестве, вновь и вновь возвращаются к традициям Константинополя как источнику традиционных решений. Они, безусловно, переосмысливаются, решаются с учетом новых технологий, но дух Византии в них ощущается. Можно смело говорить, что сегодня жив византийский стиль в архитектуре России. Примеры тому можно найти во многих городах страны: это Храм Святых жен-мироносиц в Санкт-Петербурге, Никольская церковь в Надыме, Серафимовская церковь в Муроме и др.

Специфика русско-византийского стиля

Портал для творческих людей OksanaS200974@mail.ru 8-908-796-75-65 / 8-913-652-36-50

Art gallery

Школа искусств

Omsk life

Поиск по сайту

Самое читаемое.

Мы в контакте

“РУ́ССКО-ВИЗАНТИ́ЙСКИЙ” СТИЛЬ — один из неостилей в русском искусстве XIX в. Складывался в первой половине столетия в русле движения национального романтизма, охватившего Европу после победы над Наполеоном в 1815 г. Во многих странах в это время возрождались национальные традиции в искусстве.

В России истинно национальными признавались “византийские корни”, в которых более всего ощущалось отличие от европеизированных форм искусства периода петровских преобразований и европейского классицизма.

“Русско-византийский” стиль как воплощение первого этапа национально-романтического движения в России следует отличать от последующих форм “русского стиля” середины и второй половины XIX в., а также неорусского стиля конца XIX — начала XX в. Иногда этот стиль именуют “византо-русским” или “Неовизантийским”, однако во всех случаях эти определения надо брать в кавычки, поскольку речь идет о стилизациях.

Начало национально-романтического движения в архитектуре в России связано с историей проектирования храма-памятника Христу Спасителю по обету, данному императором Александром I в 1812 г., после вторжения Наполеона в Россию. В конкурсе участвовали архитекторы Дж. Кваренги, А. А. Михайлов Второй, А. И. Мельников, В. И. Беретти, представившие проекты в стиле Классицизма. А. Н. Воронихин предложил создать храм “в византийском вкусе”. В семи вариантах (1813—1814) Воронихин развивал идею сочетания византийской крестово-купольной схемы с русским пятиглавием. Однако большой купол на барабане у архитектора становится параболическим —”готическим” (этим термином в то время называли всю старинную, средневековую архитектуру), а четыре малых купола превращаются в шатровые колокольни по углам здания. В результате византийская схема соединяется с западноевропейской художественной традицией, а каноны Классицизма — с “национальной темой”. Смерть Воронихина в 1814 г. помешала ему завершить проект. В итоге был принят проект А. Л. Витберга, но он остался неосуществленным. Архитектора, обвиненного в ошибках по организации работ и растрате средств, сослали в 1835 г. в Вятку . В память о посещении Вятки в 1824 г. императором Александром I Витберг спроектировал для города грандиозный собор во имя Св. Александра Невского (храм построили в 1839—1864 гг., но в 1935 г. снесли). Архитектор назвал стиль собора “эгипто-византо-готик”. Его облик отличали внедренные в классицистическую схему формы архитектуры Византии и Итальянского Возрождения. Удлиненность оконных проемов и треугольные вимперги создавали ассоциации с Готикой . В 1829 г. в Москве при новом императоре Николае I снова объявили конкурс на создание храма Христа Спасителя. В 1831 г. император утвердил проект Константина Андреевича Тона (1794—1881) в “русско-византийском” стиле, тогда же, вероятно, решили возвести храм не на Воробьевых горах, как предполагалось ранее, а в центре Москвы, неподалеку от Кремля.

Читать еще:  Идеи декорирования светильников своими руками

Прообразом грандиозного храма Христа Спасителя и самым ранним примером “русско-византийского” стиля считают церковь Св. Екатерины, возведенную в 1831—1837 гг. по проекту Тона в Петербурге, у Калинкина моста, на месте старой, петровского времени. Внутри находились иконостас и росписи в “византийском стиле” (1857—1858). Церковь снесли в 1929 г. Близкими по стилю являлись и другие церкви, спроектированные Тоном: Введенская в Петербурге (1836—1842) и Св. Екатерины в Царском Селе (1835—1840). Оба храма снесены при советской власти: первый в 1933 г., второй в 1939 г.

Начало “русско-византийского” стиля связано с распространением в России романтических идей и течением славянофильства. Однако, за исключением проекта Воронихина, остальные примеры “русско-византийского” стиля трудно назвать романтическими. Они возникли в границах консервативного академического искусства и при николаевском правлении обретали политический смысл — воплощение “охранительной политики”, согласно знаменитой триаде министра народного просвещения (в 1833—1849 гг.) графа С. С. Уварова: “Православие, Самодержавие, Народность”.

Важная роль в распространении нового стиля принадлежит самому императору. Еще в 1830 г. Николай I одобрил тоновский проект церкви Св. Екатерины. В 1838 г. Тон опубликовал альбом проектов с посвящением императору и обоснованием “византийского стиля” как “истинно нашего народного“. В 1841 г. этот альбом был официально предписан в качестве “Высочайше одобренного образца” для всех архитекторов при “построении православных храмов“.

Новый стиль поддерживали архитекторы И. И. Свиязев, Д. И. Гримм, А. М. Горностаев. В то же время А. И. Герцен называл архитектуру тоновских церквей “дикой попыткой отгородиться от Европы, от просвещения.

Храм Христа Спасителя, возведенный на народные деньги и с превеликими трудностями в 1839—1883 гг., представлял собой одиозное произведение. В основу храма была положена византийская крестово-купольная схема, однако особенность плана слабо просматривалась во внешнем объеме: это был громоздкий монолит (издали он выглядел почти кубическим), расчлененный карнизами, тягами и пилястрами с академической жесткостью и “сухостью”. Малые купола , превращенные в колокольни , фиксировали углы здания, отчего делали его силуэт еще более грузным. Живописность , присущая древнерусским постройкам, отсутствовала. Форма реберных куполов и, в частности, прием декорировки основания центрального купола сплошным фризом из кокошников не характерны для древнерусской архитектуры. Не случайно новый храм москвичи прозвали “Тадж-Махалом”. Подобные купольные завершения, как и килевидные арки, действительно свойственны архитектуре мусульманской Индии. Аркатурный пояс, известный по архитектуре XII—XIII вв., укрупнив и использовав для оконных проемов, Тон трактует таким образом, что в нем полностью теряется ощущение национального мотива. Килевидные закомары более похожи на западноевропейские люнеты, а помещенные в них круглые медальоны — тондо с горельефами (один из них, на восточном фасаде, с изображением Богоматери Владимирской назвали Мадонной ) — соответствовали стилистике Итальянского Возрождения . По периметру здания проходила двухэтажная сводчатая галерея, в которой был размещен музей Отечественной войны 1812 г., с мраморными досками, датами сражений, именами погибших. Снаружи галерею подчеркивал горельефный фриз, который усугублял эклектичность композиции. Академичность и натурализм рельефов на темы русской истории не позволили органично соединить их с архитектурой. Горельефы, частично сохранившиеся после сноса храма в конце 1931 г. (экспонируются в музее бывшего Донского монастыря в Москве), “выпадали” из плоскости стены, что очевидно даже на фотографиях. В работе над горельефами принимали участие А. В. Логановский, Н. С. Пименов, П. А. Ставассер, Н. А. Рамазанов. Они делали их в Италии, в Риме, не видя самого здания. Архитектор Тон “не смог преодолеть стилевого разноречия между скульптурой и архитектурой, хотя и выезжал в 1845 г. в Италию для консультаций“. Проект оформления интерьера храма в 1854 г. разработал архитектор А. И. Резанов. Дробность, измельченность рисунка облицовки разноцветными камнями: порфиром , яшмой , лабрадоритом , пестрота позолоты и сплошной росписи стен сделали интерьер здания еще менее удачным, чем его экстерьер. Над росписями и иконостасом трудились выдающиеся художники: П. В. Басин, Ф. А. Бруни, В. В. Верещагин, К. Е. Маковский, Ф. И. Прянишников, Г. И. Семирадский, В. И. Суриков и другие. Предполагалось выполнить росписи “в византийском вкусе“, но художники, получившие академическое образование, не были знакомы с подлинным византийским искусством и создали натуралистические произведения “в современном вкусе” — академической живописи с оттенком салонности. Стилизованные орнаменты также мало согласуются с “византийским стилем”. Не случайно выдающийся русский художник А. А. Иванов, работавший в то время в Италии, отказался от приглашения участвовать в создании росписей этого храма. Ложность метода ощущал и В. И. Суриков: “Работать для храма Спасителя было трудно. Я хотел туда живых лиц ввести. Греков искал. Но мне сказали: если так будете писать — нам не нужно. Ну, я уж писал так, как требовали. Мне нужно было денег, чтобы стать свободным и начать свое“. Иконостас в виде шатровой алтарной сени высотой 26,6 м (проект Л. В. Даля и А. И. Резанова) по замыслу митрополита Филарета повторял шатровую церковь Вознесения в Коломенском , но стилистически оказался ближе к кивориям католических базилик . Еще в процессе строительства , за полвека до освящения храма (произошедшего в эпоху, когда вкусы и представления о национальной архитектуре значительно изменились), его образ вызывал противоречивые оценки. Золоченая глава храма Христа Спасителя поднялась на 102 м и обогатила панораму Москвы. Основанием для сноса храма в 1931 г. послужила формулировка: “не представляет художественной ценности”. Его воссоздание в 1995—1997 гг. разрешило нравственную проблему, но вторичный образ (со многими искажениями) стал более двусмысленным.

Историческая трактовка “русско-византийского” стиля Тона как воплощение одной части триады С. С. Уварова — “Православие” — ныне представляется неполной. Согласно подобной концепции, идею “Самодержавия” отражает облик Большого Кремлевского дворца (также произведение Тона), а “Народность” — фольклорное течение, художники которого ориентировались на деревянную архитектуру и народное искусство. Однако именно архитектура храма Христа Спасителя как нельзя более выражает официальную идею единения “Православия, Самодержавия и Народности“. Триаду Уварова позднее, в середине XIX в., воплощали в формах “русского стиля”, ориентированного на отечественную архитектуру XVII в. Поэтому своеобразным идеологическим двойником московского храма можно считать образ храма Воскресения Христова (“Спаса-на-крови”) в Петербурге.

“Русско-византийский” стиль получил распространение и в декоративно-прикладном искусстве . На Императорском фарфоровом заводе в Петербурге был создан кофейный сервиз с росписью и золочением по мотивам “русско-византийского” стиля. В 1830-х гг. для Большого Кремлевского дворца в Москве по проекту архитектора Ф. Г. Солнцева выпускали предметы “Кремлевского сервиза”, а несколько позднее, также по проекту Солнцева (1848), создавали фарфоровый сервиз Великого князя Константина Николаевича. Идея создания таких предметов принадлежала императору Николаю I и была связана с оформлением Тоном интерьеров Большого Кремлевского дворца. В проектах росписи Солнцев использовал материалы своих исследований, а в декоре сервиза Великого князя — рисунки с изделий из металла с эмалями и вооружения XVII в. из собрания Оружейной палаты в Москве . В дворцовой описи, тем не менее, сервиз значится выполненным в “русско-византийском” стиле.

Еще позднее, в 1871—1873 гг., по проекту архитектора И. А. Монигетти на Императорском стеклянном заводе для яхты “Держава” (императора Александра II) из хрусталя изготовили сервиз с росписью эмалями и позолотой. В декоре использованы “византийские” мотивы: “крест в розетке” и “плетенка” , которые искусно сочетаются с морской символикой — изображением якорей и канатов (вариант композиции повторили в фарфоре).

В конце XIX — начале XX в. в русле культуры Модерна возникла новая волна “русско-византийского” стиля (его стали называть просто “византийским”). Грандиозной постройкой этого времени является Морской собор в Кронштадте по проекту В. А. Косякова. По проекту того же архитектора в 1908—1912 гг. в Новодевичьем монастыре в Петербурге возвели церковь Богоматери Казанской . В Гатчине , близ Петербурга, в 1846—1852 гг. по проекту Р. И. Кузьмина возвели собор Св. Павла (в проектировании принимал участие Ф. Г. Солнцев). Владимирский собор в Киеве (1862—1896), известный росписями, созданными в “русском стиле” В. М. Васнецовым, М. В. Нестеровым и другими художниками, наружным обликом соответствует “византийско-русскому” стилю (завершал строительство здания А. В. Беретти, сын В. И. Беретти, архитектора русского классицизма). В Астрахани в 1895—1904 гг. возвели собор Св. Владимира, также в “русско-византийском” стиле. Для греческой общины Петербурга в 1861—1865 гг. архитектор Р. И. Кузьмин, который долгое время жил и работал в Греции, возвел “посольскую” церковь Св. Дмитрия Солунского в “византийском стиле”. Храм находился на Лиговском проспекте, дом 6, недалеко от Знаменской площади. Его облик достаточно точно отражал стиль церквей христианской Греции X—XIII вв. Внутри находились иконы , вывезенные из Греции. Орнаментальные росписи были сделаны в технике энкаустики. Церковь закрыли в 1938 г., а в 1964 г. снесли как “малохудожественную”.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector